- Для школьников
- Преподавателям
- Полезные ссылки
Подготовка к экзамену может проходить по разному: кто-то штудирует тома литературы и налегает на матчасть, а кто-то производит разведку по изучению личности преподавателя, принимающего экзамен. Последние, кстати, не редки и в ситуации, когда препод их даже в лицо не знает, поступают правильно.
Ведь залог успешной сдачи экзамена чаще всего кроется именно в личности преподавателя.
Итак, первое знакомство с преподом желательно все же провести до экзаменационного дня. Посетите пару лекций, если не для того, чтобы ухватить крупицу знаний, то хотя бы чтобы понаблюдать за преподавателем и расспросить однокурсников о его характере и манере опроса.
Совет: если ваш будущий экзаменатор написал какой-нибудь учебник или методичку, то непременно выучите ее название и хотя бы пролистайте сей опус, ибо для любого человека нет ничего слаще его имени на обложке даже самого узкоспециализированного издания, воспроизведенного потом даже самым нерадивым студентом!
На экзамене часто, как и в природе, выживает не сильнейший (в данном случае в знаниях), а наиболее приспособленный! После изучения личности преподавателя приводим себя в порядок согласно идеальному образу студента в глазах экзаменатора.
Строгий судья будет рад увидеть опрятного студента в классическом костюме или прилежную студентку с минимальным макияжем и в строгом наряде. Не переборщите с парфюмом и не выпячивайте собственную индивидуальность – все в меру и лучше поменьше. Меньше спорим, меньше отходим от темы, меньше употребляем чужих мнений и источников, расходящихся с мнением экзаменатора.
Совет: выдавайте только то, что знаете твердо или зазубрили. Вариант для трудолюбивых, но не очень способных в предмете студентов.
Творческая личность, наоборот, оценит задушевные разговоры по пройденному материалу, с отступлениями, приведением различных аргументов и точек зрения. Такие преподаватели любят поспорить и ценят сильных оппонентов с твердой позицией. Внешний вид студента для них не так важен: иногда они принимают растянутый свитер и бардовскую бороду за признак неординарности в человеке.
Совет: творческие преподы ценят глубинное понимание материала выше, чем его простое цитирование, поэтому такие экзаменаторы по зубам способным, но ленивым студентам, которые говорят по делу, а не по учебнику.
В день экзамена не экспериментируйте с расписанием, ежедневными процедурами и завтраком. Все должно пройти как обычно и в абсолютном спокойствии: вы уже сделали все, что могли. Будьте пунктуальны: придете на полчаса раньше – другие студенты вас «накрутят» до тремера в руках, придете в ходе экзамена – рискуете не попасть «в струю» нужного настроя.
Совет: пропустите первую пятерку (вам ведь нужно изучить настрой самого преподавателя на экзамен!), но не сидите до последнего: растеряете все силы и уверенность, да и экзаменатор порядком устает к концу экзамена, и ваши эскапады останутся без внимания или, того хуже, получат отрицательную оценку.
Когда подойдет ваша очередь тянуть билет, сделайте это максимально спокойно и свободно. Не устраивайте мысленно «ромашку» – этот - не этот – и не просите перетянуть билет. Все это настраивает экзаменатора против вас: сомневается – значит, не знает.
Вытянув билет, вернитесь на место и проведите небольшое дыхательное упражнение с глубокими и медленными вдохами-выдохами. Реально помогает успокоиться и настроиться. Запишите все мысли, связанные с экзаменационными вопросами, на бумагу: это поможет «войти в тему» и память подскажет вам нужные ответы, даже если вы не подозревали о таких знаниях.
Совет: риск с использованием шпаргалок лежит только на вас: можете погубить всю проведенную работу и финальную отметку, поэтому максимально постарайтесь обойтись без них вплоть до последних минут перед ответом.
Составьте план и раскройте его основные пункты. Отдельно пометьте ценные мысли, источники - все, что нужно упомянуть. Вспоминайте интересные истории, которые слышали на лекции или встречали в книгах. Разбавьте свой ответ легкими деталями, чтобы не казаться скучным и зубрилой.
Таким планом не стыдно пользоваться и при непосредственном ответе, ведь это продукт вашей мысли, который поможет понять, что вы «в теме», и станет еще одним плюсом в пользу отличной отметки.
Совет: предусмотрите, какие дополнительные вопросы может задать вам экзаменатор по вашему билету, и не раскрывайте эту тему полностью, ведь в противном случае преподавателю придется искать другие вопросы, и не факт, что вы сможете на них ответить.
Любой студент может столкнуться с вопросом, ответ на который он не знает. В таком случае главное – не молчать. Начтите рассуждать вслух – и преподаватель поможет вывести вас на путь истинный. Если ситуация аховая, признайтесь, что не можете ответить на этот вопрос. Не тяните резину и не мямлите – это раздражает.
Совет: если знания не спасают, спасайтесь поведением. Успокойтесь, не теряйте четкости и громкости речи, не заискивайте, не дергайтесь. Оценят личность, которая остается уважительной и уверенной в себе даже в самой сложной ситуации, чем подлизу или грубияна.
Если вы точно уверены, что ваших знаний не хватит ни на один вопрос, то лучше не тратьте свое и чужое время: лучше не прийти на экзамен и получить пересдачу, чем потом исправлять неудовлетворительную отметку. Любая история с неявкой на экзамен должна выглядеть убедительно: болезнь – подготовь справку, заболевшая собачка или троюродная бабушка – в ход идут смски, записки, фотки и изображение страданий.
Совет: как говорится в известном анекдоте, если вы знаете ФИО препода, название предмета и цвет учебника, то вас никто не завалит!
Удачи на экзаменах и верьте в свои силы!